В рамках фестиваля «Послание к человеку». Программа Маши Годованной "Комментируя, не называя"

4 ноября 19:00 на Новой сцене Александринского театра в рамках фестиваля «Послание к человеку» состоится состоится показ программы Маши Годованной «Феминистский киноавангард». 18+. Вход по регистрации.

Кино 18+

Размышление о политическом и художественном потенциалах «квир-комментария» в форме кинофильма или кинопрограммы, как наименее подверженных институализации способов комментирования актуальных и сложно определяемых явлений.

В программе:

«копия копии (копии)», Рафал Морусевич, 23’13”, цвет, звук, 2020

«Трогательные чувства», Айкан Сафоглу, 12’47”, цвет, звук, 2019

«Опоссум Стойкий» Наоми Ринкон Гайардо, 16’01”, цвет, звук, 2019

«плоскость поверхность мутация сдвиг: я тебе выдам плоть, ты ей распорядись», квир-феминистская аффинити арт-группа «Нежелательная Организация», 22’40”, цвет, звук, 2020

«Комментируя, не называя» куратор Маша Годованная

Сложно не согласиться: жанр комментария стал одним из самых популярных современных жанров, связанных с письмом. Это может прозвучать иронично, но в какой-то мере, феминистский посыл «говорить в ответ» («talk back») был воспринят social media в буквальном смысле – разработкой кнопки «комментировать» под любой он-лайн публикацией.

Однако, мне бы хотелось подумать о «комментировании» в поле кино и кино-кураторства. Какой политический потенциал может содержать в себе комментарий, когда мы думаем о кинофильме как о форме определенного высказывания? Как кино-программа может создавать комментарий к феномену, о котором необходимо говорить (тот самый «talk back»), но которому при этом сложно дать определение (и нужно ли вообще)? Речь идет о квир-кино и художниц_ах, работающих с формой, которую я называю «квир-комментарий», заимствуя определение у американских теоретиков Лорен Берлант и Майкла Уорнера.

В своей статье 1995 года «Чему квир-теория учит нас о Х?»[1] Берлант и Уорнер предложили концепцию «квир-комментария» в противовес (а тогда в середине 1990х может быть и взамен) стремительной институциализации квир-теории и ее инкорпорирования в североамериканскую академическую культуру. В их представлении, квир-комментарий предоставлял возможность более точного описания явлений, «связанных друг с другом рубрикой, но при этом не являющихся теорией» (343). Принимая разнообразные формы и выражения, не пугаясь «рисков, амбиций и амбивалентностей в различных контекстах» (344), квир-комментарий создает, по мнению Берлант и Уорнер, «широкий спектр монгрелизированных жанров и медиа» (344) квир-жизнеописания.

Именно эта потенциальность возникновения и существования таких «монгрелизированных жанров и медиа» интересуют меня, как кино-/видео-художницу и куратора, когда речь заходит о современном квир-кино. Эти квир-жанры и медиа избегают упрощающих классификаций кинематографического традиционализма и визуальной нормативности. Они тонко настроены на то, что ускользает от внимания привычного взгляда, ожидающего демонстрацию «парада квир-ран и сломанных носов», как говорил социолог Крег Гингрих-Филбрук, но при этом «отворачивающегося от квир-поцелуя».

Монгрелизированные кино-жанры и медиа квир-комментария генерируют множественности пересечений и полифоний контекстов, дисциплин, сексуальностей, эротики, разрывов, раздражений, амбивалентностей, сексуальных актов, эстетики, политизированного монтажа и чувственной камеры. Всех этих кино-форм выражения квирности, где «квир» остается критическим модусом взаимодействия с реальностью, формой родственности и, отчасти, революционной утопией.

Работы, собранные в этой программе – это кино-квир-комментарии, которые представляют «перспективы и архивы, бросающие вызов комфорту привилегий и не-само-сознанию» (347). Кино как сообщество, кино как дружба, как мутирующая форма родства и трогательности чувств, кино как тело и плоть, пересобирающиеся и бесконечно копирующие себя, кино как протест и проявление стойкости в ситуации политических репрессий, полицейского насилия и бюрократизированной цензуры. Кино-квир-комментарий – это наша возможность всегда нажать на кнопку «комментировать», когда нужно дать ответ.

Мария Годованная, экспериментальный кинорежиссер, художница, феминистский исследователь, социолог, преподаватель, куратор.

Модератор Йожи Столет

Йожи Столет (1986г. Екатеринбург). Живет и работает в Санкт-Петербурге. Трансдисциплинарная исследовательница. Изучала философию и историю искусств. Создательница и редактор (совместно с Ликой Каревой) художественно-теоретической платформы CYBERFEMZINE (https://cyberfemzine.net/) и паблика cyberfeminism (https://t.me/cyberfeminism). Организатор и модератор семинара Новая философская грамматика (СПб). Публиковалась в Художественном Журнале, Spectate, Syg.ma, Гендерные исследования (Харьков), Галактика Медиа и др. В настоящее время преподает в Школе Вовлеченного Искусства (Школа Мутаций). 

_____________________________

[1] Berlant, Lauren, and Michael Warner. "Guest Column: What Does Queer Theory Teach Us about X?" PMLA 110, no. 3 (1995): 343-49. Accessed March 21, 2020. www.jstor.org/stable/462930.>

Поделиться:

1269 дней назад
4 ноября 2020 19:00–20:45

Санкт-Петербург
Набережная Фонтанки, 49А
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов