Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
4 ноября, в 19:00 на Новой сцене Александринского театра композитор Андрей Смирнов, знаток истории электроакустической музыки, расскажет про музыкальный экспериментализм в России первой половины ХХ века — лекционная программа к премьере Антона Оконешникова «Солнца ьнеТ» по мотивам либретто А. Крученых и В. Хлебникова к опере «Победа над солнцем», поэме В. Маяковского «Хорошо!» и другим произведениям русских футуристов.
Период 1910-х — начала 1930-х был, вероятно, самым плодотворным временем в истории звукового экспериментаторства в России. Терменвокс, шумовые оркестры, графический, орнаментальный и бумажный звук, синтоны и вычислительные методы синтеза звука, контрапунктический метод и новая практика звукозрительного монтажа в раннем звуковом кино — это только некоторые советские эксперименты в области музыкальных технологий и искусства звука, забытые, недооцененные, полностью выпадающие из существующих сегодня систем классификации музыкального авангарда первой половины ХХ века.
Характерной чертой российской культуры 1910–1920-х была ее кросс-дисциплинарность. Музыканты изучали физику и математику, математики и физики осваивали теорию музыки, художники, постигая азы акустики, создавали новые техники синтеза и трансформации звука. Поэтому нет ничего удивительного в том, что пионерами искусства звука, первыми исследователями новых музыкальных технологий, ведущих к смене общепринятых эстетических парадигм, явились не вошедшие в «официальную» историю академически образованные композиторы, но художники, актеры, кинорежиссеры и поэты.
Звуковые эксперименты длятся недолго. На смену революционной утопии 1920-х приходят новые реалии тоталитарной эпохи 1930–1950-х. Работы пионеров звукового искусства часто противоречат официально принятой эстетике и оказываются вне любых государственных приоритетов. Сворачивание НЭП, широкая кампания по ликвидации независимых творческих союзов и созданию централизованных органов управления творческой интеллигенцией, быстрый рост цензуры, репрессии, борьба с «формализмом» и т. п. приводят к практически полному прекращению экспериментаторства уже к концу 1940-х. Последняя фаза эпохи Сталина, фактически, положила конец большей части новаторства и эксперимента в области музыки и технологии искусства в СССР.
Андрей Смирнов — композитор, инженер, исследователь и разработчик электромузыкальных технологий, основатель Термен-Центра, научный сотрудник и старший преподаватель Центра электроакустической музыки Московской консерватории, преподаватель Московской Школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко. Участник многочисленных международных конференций и фестивалей, куратор выставочных проектов в России и Европе. Автор многочисленных статей, а такжемонографии «Sound in Z», посвященной забытой истории искусства звука и музыкальной технологии России первой половины ХХ века (издательство Walther Koenig. Лондон, Кельн, 2013).