• 16 сентября 2018, воскресенье
  • Санкт-Петербург, набережная Фонтанки, 49А

Старинные маски в театре Николая Рощина. Лекция Алёны Карась к премьере спектакля Николая Рощина «Сирано де Бержерак»

Регистрация на событие закрыта

Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.

Другие события организатора

Новая сцена Александринского театра
2021 день назад
16 сентября 2018, начало в 16:00
Санкт-Петербург
набережная Фонтанки, 49А

16 сентября, в 16:00 в Медиацентре Новой сцены Александринского театра, пройдет лекция театроведа и театрального критика Алёны Карась «Старинные маски в театре Николая Рощина» — специальная программа к спектаклю Николая Рощина «Сирано де Бержерак». Бесплатно. Вход по регистрации.

14-16 сентября на исторической сцене Александринского театра состоится премьера спектакля Николая Рощина «Сирано де Бержерак» по современному переводу пьесы Эдмона Ростана. 
16+ Купить билеты он-лайн: https://goo.gl/wvR46K

В специальной программе к премьере также:

12 сентября, 19:30 — лекция Дмитрия Быкова «Сирано и Чацкий: две русские драмы». Билеты: https://goo.gl/g3HvFL 

13 сентября, 19:30 — лекция Евгении Тропп «Русская судьба пьесы Ростана «Сирано де Бержерак». Бесплатно. Вход по регистрации: https://goo.gl/RC1bjH 

Известный российский театральный критик Алёна Карась написала не одну рецензию на спектакли Николая Рощина и той поры, когда он только начинал свою творческую деятельность в Москве, и на недавние, поставленные в Александринском театре.

Алёна Карась — театральный критик, обозреватель «Российской газеты», старший преподаватель кафедры истории театра России РАТИ (ГИТИС). Эксперт Международного театрального
фестиваля им. Чехова и Национальной театральной премии и Фестиваля «Золотая Маска.

Алена Карась о спектаклях Николая Рощина:

«Ворон»

(2015, Александринский театр, страница спектакля на сайте театра: https://goo.gl/1Q8DnU)

«Огромная сцена старинного многоярусного театра, обрамленная позолоченным порталом и ярусами роскошных лож, не единожды в истории Александринки становилась частью декораций. Среди самых известных спектаклей такого рода — мейерхольдовские «Дон Жуан» (1911) и «Маскарад» (1917), включившие роскошную раму и сам зрительный зал в свое художественное поле. Валерию Фокину, пришедшему в Александринку с программой «новая жизнь традиций», это обстоятельство оказалось чрезвычайно важным. Не случайно он так долго сотрудничал с основателем «Формального театра» Андреем Могучим. Не случайно и его давнее пристрастие к Николаю Рощину, выступившему на сцене РАМТ со спектаклем-манифестом условного театра «Король-олень» в самом начале нулевых, когда его сверстники активно продвигали идею театра документального и социального.
Но от праздничной атмосферы итальянской комедии масок Рощин не оставил больше ничего. Монохромно-приглушенный, землистый свет и цвет сцены переворачивает возможные ожидания «документального» театра, Рощин отказался и от «вахтанговского», «итальянски-карнавального» Гоцци, заставив вспомнить о том, как глубоко поняли и полюбили этого венецианца XVIII века немецкие романтики, и о его связи с экстатически-барочной поэзией Кальдерона. Заодно он открыл в Гоцци ту мрачную бездну, на краю которой застыл современный человек.
Образы, которыми он населяет сказку Гоцци о двух братьях, один из которых поехал за невестой для другого, чтобы спасти того от страшного заклятия, и сам оказался его жертвой, превратившись в каменное изваяние, всплывают откуда-то из пыточных камер, ночных кошмаров и фэнтези».

«Баня» 

(2017, Новая сцена Александринского театра, страница спектакля на сайте: https://goo.gl/HEJ7fM)

«Николай Рощин отрицает прямую иллюстративность. В его спектакле память осуществляется как
в фантасмагорическом сновидении.…Спектакль Рощина сделан в память об этой точке невозврата: «Сейчас опасно пускаться туда, надо подождать идущих оттуда». «Идущие оттуда», с улицы современного Петербурга актеры встречаются с тенями тех, кто когда-то репетировал последние спектакли Мейерхольда. В 1939 году именно тут, в Ленинграде, со студентами института имени Лесгафта Мейерхольд репетировал свой последний спектакль, парад физкультурников, и видел его, уже арестованным, проезжая в воронке.

Обо всем этом Рощин не рассказывает в своем спектакле «Баня». Но диковинные и пророческие
образы поэзии Маяковского, точно в сюрреалистическом балете, вызывают в памяти все,
случившееся на его и нашем веку, за сто прошедших революционных лет».

«Филоктет» (2004, Центр им. Мейерхольда, Москва)
«Мастер масок, любитель разнообразных фактур Николай Рощин придумывает здесь главный аттракцион — лежащего на авансцене Филоктета. Поначалу это холм, засыпанный стружкой, открытым оставлено только лицо, вернее — маска. И она ужасна. В белых струпьях и с черными кровавыми губами, растянутыми какой-то ужасной пыткой. Когда она — маска — открывает губы, то там, в отверстии рта — тоже черно и кроваво. Страшно. Горящий, кричащий рот и пылающие глаза на белой неподвижной маске — вот Филоктет, которого играет Дмитрий Волков.
Он работает в открытой, патетической и изощренной технике старинного театра, так же, как Иван Волков, делал это в спектакле Рощина «Король-олень».

…Ужас оставленности, одиночества, тоски, превративший его в живое изваяние, горечь предательства, тщета жизни — обо всем этом и еще о чем-то совсем неведомом кричат и поют
древними дикими голосами актеры Николая Рощина.

Спектакль Рощина кажется коротким и странным сном. В нем все случайно и дико, необязательно и неотменимо. Рощину доступны звук и цвет трагического, его кровавая и сосредоточенная серьезность, краски и тоска смерти. Но дальше этого концепт не двигается, застыв какой-то поразительной, многообещающей лавой. Рощин, подобно самому Валерию Фокину, автору и инициатору «Античной программы» Центра им. Мейерхольда и художественному руководителю постановки, довольствуется аттракционом — очень сильным по формальной изобретательности, но поразительно аморфным по смыслу».

Регистрация

Рекомендуемые события

Организуете события? Обратите внимание на TimePad!

Профессиональная билетная система, статистика продаж 24/7, выгрузка списков участников, встроенные инструменты продвижения, личный кабинет для самостоятельного управления и еще много чего интересного.

Узнать больше